Августовский канал

Координаты 53.85 широта 22.96 долгота

Длинна – 101,2 км.

Территории: Польша, Белоруссия Гродненская область.

 

Августовкий канал является судоходным каналом. Соединяет реки Вислу и Неман, проходит через реки Бебжу, Нетгу и Черную Ганьчу. Территория по которой проходит канал очень живописная, что создает прекрасные условия для развития туризма и строительства мест отдыха и туристических комплексов. На территории Белоруссии расположено 22 км. Канала. В состав канала входят шлюзы и разводные мосты. Во всем мире есть только два аналога в Великобритании — Kalendonski, в Швеции — Gota.

 

История строительства Августовского канала

В 1821 году, когда Пруссия ввела большие таможенные пошлины на транзит товаров через свою территорию, тем самым фактически закрыв доступ литовских и польских, которые были в составе Российской империи, товаров к морским путям. Этим вызвана необходимость строительства транспортного пути из Польши к российским портам в Латвии в обход Пруссии.

Проект разработал министр польской экономики, князь Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий. В 1824 году он был представлен Александру I, который его одобрил. По проекту протяженность составляла 395 км.

Полковник Игнатий Прондзинский являлся первым руководителем стройки. Из-за нелояльности был отстранен, а потом занял высокий пост у польских революционеров. В 1830 году были завершена основная часть строительства. Потом до 1831, когда была польская революция, строительство не проводилось. Теодор Урбанский заканчивал работы. Под руководством Малле де Гранвилля генерала и Россмана полковника в работах принимало участие более 7 тысяч человек. Было возведено 18 шлюзов, мосты и плотины, и в 1839 году канал открыли.

«Виндавская» часть канала, которая была последним этапом проекта, не была построена по нескольким причинам, это восстание в Польше, и строительство железных дорог в России с 1837 года. Эта часть должна было соединить с портом Вентспилс в Латвии основную часть.

Та часть, которую успели построить, используется для транспортировки дерева и коммерческого судоходства из Немана в Вислы и обратно.

Еще до Второй мировой войны Августовский канал стал привлекать туристов. Праздник моря с большими гуляньями ежегодно проводился на Домбровском шлюзе. Колесные пассажирские пароходы регулярно ходили из Гродно в Августов и обратно. Туристы плавали на лодках и байдарках по очень популярному туристическому маршруту вдоль канала.

Во время Второй мировой войны технические сооружения в Белоруссии на канале были выведены из строя. Ряд шлюзов и плотин были разрушены. Только в 2004 — 2006 годах на Белорусской части канала была проведена реставрация.

Польша и Белоруссия в 2005 году открыли на Августовском канале международный пункт прохода через границу, но только для тех туристов, которые были на байдарках или лодках. С октября 2008 года пункт был открыт для велосипедистов и пешеходов.

Во времена постройки Августовский канал считался технологическим новшеством, за счет количества построенных шлюзов. Он связывал две большие реки Немае и Вислу, связывался через Огинский канал, Днепр, Березенскую водную систему и Двину с Черным море. Это первый созданный человеком водный путь в Европейские страны.

 

Туризм на Августовском канале.

Этот канал имеет очень важную особенность. Он проходит по неописуемым природным красотам и связывает следующие озера:  Панево, Кшиве, Студзеничне, Орле,  Микашево,  Нецко, Бяле и реки:  Неман,  Волкушанка, Осташанка,  Перкуця, Шлямица,  Микашувка,  Клёновница, Пласка,  Чарна-Ханьча, Бебжа, Нетта. Канал включает в себя множество технических сооружений, включая шлюзы и плотины, дороги и мосты.

Все эти особенности сказываются на том, что большое число туристов путешествует по каналу на лодках и байдарках, ловит рыбу, совмещая это с посещениями природных красот, таких как Августовский лес и озеро и другие замечательные природные красоты страны.